|
nii_mashinostroenia.mvdv.ru
|
Двухкомпонентный ракетный двигатель малой тяги РДМТ12
Двухкомпонентные ракетные двигатели малой тяги
|
|
|
|
Фото |
Описание |
Двигатель предназначен для перемещения космического аппарата (КА) в пространстве по командам, подаваемым системой управления (СУ). Двигатель создает номинальную тягу величиной 13,3 Н и способен к многократным включениям длительностью от 0,03 с до 10000 с.
В двигателе используется электромагнитный клапан (ЭК) типа 12РТ.200.00 разработки и изготовления НИИмаш. ЭК является односедельным одноступенчатым клапаном с
фторопластовым уплотнением и предназначен для подачи и отсечки компонентов топлива в смесительную головку. Клапан имеет массу 0,035кг, время срабатывания не более 0,015с,
токопотребление не более 0,083 А при напряжении 34 В и температуре 20С. Двигатель имеет стабилизаторы расхода окислителя и горючего, обеспечивающие постоянный расход
компонентов при возможных изменениях давления на входе. Это позволяет ограничить диапазон изменения тяги в пределах 13,0...14,ОН при изменении входного давления от 1,18 до
3,43 МПа. Камера и сопло двигателя изготавливаются из нержавеющей стали.
При подаче напряжения на контакты ЭК по команде от СУ клапаны открываются. Компоненты топлива через каналы смесительной головки поступают в камеру сгорания, где происходит самовоспламенение топлива и его горение.
Продукты сгорания, истекая через сопло, создают тягу двигателя. Двигатель выключается снятием напряжения с контактов клапанов, при этом клапаны закрываются, прекращается доступ компонентов в камеру сгорания.
Продолжительность работы двигателя и пауз между его включениями регулируется СУ. Поставляемый потребителю двигатель не нуждается в настройке и регулировке.
Тепловое состояние двигателя во время его работы во всех режимах обеспечивается наружным регенеративным охлаждением камеры сгорания и радиационным охлаждением
сопла. Окислитель и горючее, поступающие в двигатель, вначале проходят через тракт охлаждения, выполненный в виде навитых на камеру сгорания трубок, а затем через ЭК
поступают в камеру сгорания. Тепловое состояние двигателя в период пассивного пребывания в космосе контролируется датчиком температуры, устанавливаемым в зоне клапана
окислителя. Необходимый уровень температуры с целью исключения замерзания окислителя обеспечивается путем включения электрического нагревателя мощностью не более
2 Вт при напряжении питания 27 В. При необходимости возможно поддержание температурного режима контактным теплообменом через фланец крепления двигателя к КА.
Возможно сочетание способов обеспечения теплового состояния.
К началу 2001 года 149 двигателей этого типа эксплуатировались в орбитальной станции
, разгонном блоке ”Бриз”, модулях дооснащения орбитальной станции ”Мир”: ”Квант”,
”Квант-2”, ”Кристалл”, ”Спектр”, ”Природа”, и первом российском модуле ”Заря” международной
космической станции (МКС).
НИИмаш располагает стендовой, экспериментальной, производственной базами, научным, инженерным и конструкторским потенциалом, позволяющими проведение НИР и ОКР по двигателестроению малого класса по всем направлениям в интересах отечественных и зарубежных фирм.
НИИмаш заключает контракты на изготовление и поставку серийно изготавливаемых ракетных двигателей малой тяги и электроклапанов.
НИИмаш предлагает проведение испытаний крупномасштабных криогенных систем и технологий, маршевых жидкостных ракетных двигателей тягой до ЗОООкН и агрегатов систем их питания на криогенных компонентах топлива жидкий кислород и жидкий водород или жидкий метан.
|
|
|