Унифицированный пульт управления (УПУ) машиниста призван сократить информационную перегрузку машиниста, вызванную существующим обилием экранов, тумблеров, кнопок и индикаторов в кабине машиниста. УПУ предназначен для оптимизации взаимодействия различных аппаратно- программных средств автоматизации управления и, в первую очередь, для организации диалога ’человек-машина’.
УПУ разрабатывался с учетом современного зарубежного опыта в создании пультов управления машиниста (пульт фирмы ’Adtrans’, Швейцария, пульт управления электропоездом TGV-Atlantic, Франция и др.) и российских экспериметов по созданию автоматизированных систем подвижного состава (высокоскоростной поезд ’Сокол’, модернизация тепловоза ТЭ1170-316 и др.).
Разработку эргономических требований по внешнему виду пульта и его функционированию, контроль за исполнением этих требований осуществил Россиский Научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены МПС РФ (ВНИИЖГ). Соискателем УПУ является ЗАО ’НПО ТМ’, г. Москва. УПУ представляет собой систему управления, состоящую из органов управления, средств сопряжения и индикации, расположенных на панелях и тумбах пульта.
Пульт предназначен для управления локомотивом ’в одно лицо’, а для помошника машиниста организовано пассивное место в кабине тепловоза 2ТЭ10.
УПУ обеспечивает:
- представление машинисту и помошнику машиниста наглядной информации о состоянии подконтрольного пульту оборудования на индикаторах и дисплее УПУ;
- управление оборудованием, подведомственным УПУ, с помощью органов управления, расположенных на панелях УПУ;
- решение задач управления и диагностики состояния оборудования с выдачей машинисту рекомендаций о поведении во внештатных ситуациях;
- регистрацию и хранение информации об изменениях в положении органов управления и состоянии средств индикации пульта;
- режим квазисенсорного управления экраном дисплея пульта.
|
|