|
|
ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич (1869 - 1942) - советский учёный в области теоретической механики, один из основоположников современной гидро- и аэродинамики, академик АН СССР (1929; член-корр. 1924), Герой Социалистического труда (1941). Ученик и соратник Н.Е.Жуковского. В 1890 окончил физико-математический факультет Московского университета и по представлению Жуковского был оставлен там для подготовки к профессорскому званию. С 1893 преподавал физику в женском среднем учебном заведении, механику в Императорском техническом училище, Московском инженерном училище, Московском университете. Чаплыгин - организатор и директор Московских высших женских курсов (1905-18). Чаплыгиным написаны университетский курс аналитической механики "Механика системы" (ч. 1-2, 1905-07) и сокращённый "Преподавательский курс механики" для втузов и естественных факультетов университетов (1915). Первые труды Чаплыгина, созданные под влиянием Жуковского, относятся к области гидромеханики. В работе "О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости" (1894) и в магистерской диссертации "О некоторых случаях движения твёрдого тела в жидкости" (1897) он дал геометрическую интерпретацию законов движения твёрдых тел в жидкости. За исследования по теории движения твёрдого тела в жидкости и по движению тел с неинтегрируемыми связями Чаплыгин получил в 1899 г. от Петербургской АН почётную золотую медаль. В конце 19 - начале 20 в.в. Чаплыгин начинает заниматься струйными течениями. В 1902 г. представляет в Московский университет докторскую диссертацию "О газовых струях", в которой был дан метод исследования струйных течений газа при любых дозвуковых скоростях. В то время исследование газовых течений со скоростями, приближающимися к скорости звука, не было актуально для авиации. Лишь через 30 лет работа Чаплыгина явилась основой для решения задач о звуковых течениях, а развитие созданных в ней методов привело к решению основных вопросов, связанных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях. Вопросы аэродинамики стали центром его научной деятельности. В 1910 г. почти одновременно появились работы Чаплыгина "О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела" и Жуковского "О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов", в которых впервые даются способы количественного определения циркуляции вокруг профиля. Это явилось необходимым дополнением к теореме Жуковского о подъёмной силе крылового профиля. В своей работе Чаплыгин применил выдвинутый им принцип схода струй с острой кромки крыла к определению течений около ряда конкретных профилей. В ней же содержатся формулы определения аэродинамической подъёмной силы и момента. В 1914г. появилась фундаментальная работа Чаплыгина "Теория решётчатого крыла", в которой заложены основы теории обтекания решёток циркуляционным потоком, явившейся базой для расчёта винтов, турбин и других лопаточных машин. В последующих трудах Чаплыгин решил ряд сложных задач, связанных с определением точки приложения подъёмной силы, определением сил, действующих в неустановившемся полёте, теорией т.н. механизированного крыла, вопросами устойчивости крыла в полёте и т.д. Большой вклад внёс Чаплыгин в математику. Его исследования по приближённому интегрированию дифференциальных уравнений принадлежат к крупным достижениям математической мысли. Идеи Чаплыгина оказались применимы не только для решения широких классов дифференциальных уравнений, но и при приближённом решении весьма общих классов функциональных уравнений. После Октябрьской революции 1917 г. Чаплыгин активно продолжает вести научные исследования. С 1918 г. он участвует в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и в работе Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 г. привлекается Жуковским к организации ЦАГИ. В 1921-30г.г. Чаплыгин - председатель коллегии, в 1928-31 г.г. - директор-начальник ЦАГИ. В последующие годы Чаплыгин руководил созданием крупнейших аэродинамических лабораторий ЦАГИ (1931-41). Премия им. Н.Е.Жуковского (1925). Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени. АН СССР учредила (1942) премию им С.А.Чаплыгина "За лучшую оригинальную работу по теоретическим исследованиям в области механики". Город Раненбург бывшей Рязанской губернии, где родился Чаплыгин, переименован в г.Чаплыгин (Липецкая область). В Москве установлен бюст Чаплыгина (1960), а на территории ЦАГИ - памятник (1959). Его имя носят научно исследовательский институт авиации в Новосибирске, аэродинамическая лаборатория в ЦАГИ. В Москве действует мемориальный музей-квартира Чаплыгина. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны.
С о ч.: Собрание соч.,т.1-4,М.-Л., 1948-50; Избранные труды, М., 1976 (серия "Классики науки").
Лит.: Г о л у б е в В. В., Материалы к научной биографии. К столетию со дня рождения. 1869-1969, М., 1972 (Труды ЦАГИ, в.1429); К е л д ы ш М.В.,С.А.Чаплыгин, в кн.: Чаплыгин С.А., Избранные труды, М., 1976. |
|
|
|
|
|
|