В результате конвертирования авиационных двигателей типа НК-22 и НК-12МВ в ОАО ”Самарское КБ машиностроения” были созданы газоструйные установки ОС-1, ОС-2, ОС-3, ОС-4, ОС-5 ( на базе НК-22 ) и ОС-12 ( на базе НК-12 ), в состав которых входит специально разработанное плоско-щелевое сопло эжекторного типа с регулируемым углом отклонения вектора струи.
Установки ОС-1, ОС-2, ОС-3, ОС-4, ОС-5 выполняются на базе тягача производства Белорусии ДЭ-224-235, установка ОС-12 - на базе автомобилей КрАЗ и МАЗ.
В состав установок входят:
- доработанные газогенераторы двигателей НК-22, НК-12MB с входным устройством;
- эжекторное плоско-щелевое сопло с газоотводом;
- установочная рама;
- крепежные элементы;
- топливный бак, вмещающий 5 тонн керосина;
- вспомогательная установка ТА-6А;
- система запуска двигателя с воздушным стартером для раскрутки роторов в процессе запуска;
- топливные, масляные, электрические коммуникации для обеспечения работы двигателя;
- система управления работой газоструйного аппарата, включающая в себя ограничители предельных режимов, электронный регулятор температуры газов, пульт управления, панели с приборами контроля работы двигателя и сигнализации предельных режимов;
- кабина управления режимами газоструйной установки.
Принцип работы заключается в следующем - газовоздушная струя, выходя из плоско-щелевого сопла на некотором расстоянии от поверхности ВПП или РД, создает в щелевом пространстве между дном сопла и поверхностью мощный подсос атмосферного воздуха с обеспечением определенной величины разряжения над поверхностью. При этом не происходит недопустимого нагрева поверхности, что позволяет в весенне-летний и осенний периоды чистить полосы от посторонних предметов и просушивать их. Снеговое покрытие и лед толщиной 3-5 см. эффективно отрываются от поверхности и отбрасываются за границу полосы.
|