:. / Корпорация ВСМПО-АВИСМА / Архив новостей

Российский авиапром увеличивает потребление титана, но...

Наталья Панова: ПРОГНОЗЫ скептиков о нежизнеспособности российского САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ МОГУТ БЫТЬ ОПРОВЕРГНУТЫ КОСВЕННОЙ РЕВИЗИЕЙ, КАК ТО: РАСТУЩИЙ ИЗ ГОДА В ГОД СПРОС ВЕДУЩИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВИАСТРОИТЕЛЕЙ НА ТИТАНОВУЮ продукцию ОАО «корпорация ВСМПО-АВИСМА» (г. Верхняя Салда, Свердловская область).

Если в 2005 году поставки титановых полуфабрикатов (прокат, штамповки, различного рода детали) предприятиям России и стран СНГ, главным образом в авиапром, составляли чуть более 4 тысяч тонн, то в этом году эта цифра увеличится на 25 процентов, а в 2007 г. превысит 6 тысяч тонн.

Эта тенденция, по мнению экспертов, сохранится и на ближайшие пять лет. А учитывая тот факт, что корпорация «ВСМПО-АВИСМА» в силу исторически сложившейся ситуации является практически монополистом на российском рынке титана, уместно задаться вопросом, готова ли металлургическая компания к такому повороту событий? Сумеет ли в полной мере удовлетворить растущие «аппетиты» отечественных потребителей? Есть и еще одна причина расставить акценты и внести ясность — около 80 процентов своей продукции корпорация поставляет за рубеж своим основным заказчикам - компаниям Boeing и Airbus, так что на долю россиян пока остаются скромные 20 процентов.

Юрий Юрков, заместитель начальника управления продаж ВСМПО в Авиакосмос: — Действительно, цифра, на первый взгляд, довольно скромная, особенно в сравнении с поставками за рубеж. Но только для непосвященного. За этими 20 процентами скрывается полная драматизма история воскрешения из «мертвых» отечественного самолето- и ракетостроения. И нас это возвращение к жизни радует. По растущим объемам заказов мы чувствуем, что наступает перелом - государство вкладывает средства в развитие военной и гражданской авиации. Начали возобновляться разработанные еще 10—15 лет назад и «замороженные» в последние 7-8 лет проекты, стали появляться новые.

Например, производство регионального самолета RRJ, сборка которого будет осуществляться в России. Наметился рост производства на Воронежском и Ульяновском авиационных заводах, есть подвижки на Казанском. Серьезно рассматривается программа восстановления производства самолета АН-124. Это будет колоссальный проект, реализация которого приведет к увеличению возможностей ВСМПО в производстве прессованных длинномерных изделий из алюминиевых сплавов.

Увеличивается производство военных самолетов для экспортных поставок в Китай, Индию, Малайзию. Стали поступать заказы на авиационную технику и для российской армии, начато производство новейшего истребителя СУ-34 для ВВС России на Новосибирском авиационном заводе.

Наталья Панова: Как положительную тенденцию отмечают на ВСМПО оживление на российском рынке вертолетостроения. «Авиационная компания» из г. Арсеньев (Приморский край), выпускающая такие знаменитые отечественные машины, как «Черная акула» и «Аллигатор», вновь возобновляет прерванные ранее производственные связи с металлургами Урала. «Росвертол» из Ростова-на-Дону начал выпуск новых боевых вертолетов «Ночной охотник».

Активизация в этой сфере, по мнению топ-менеджеров корпорации, обусловлена многими причинами. Одна из них — насыщение мирового рынка военной техники. Авиационные двигателисты России это прекрасно понимают, поэтому на протяжении последних пяти лет активно разрабатывают новые проекты не только в области авиа- и ракетостроения, но и в электроэнергетике, наукоемких и сверхточных отраслях промышленности и других сферах.

ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» активно участвует во всех российских проектах, связанных с развитием более чем 12 отраслей мировой и российской экономики. Сегодня компания является практически единственным поставщиком титановых изделий для более тысячи российских предприятий и активно сотрудничает с 300 зарубежными партнерами из 48 стран мира.

Наиболее значимые из российских проектов, осуществляемых при участии корпорации, в первую очередь, все-таки связаны с авиацией и ракетостроением. Компания традиционно является главным поставщиком для производства космического грузовика «Протон», который уже более сорока лет выводит грузы на околоземную орбиту. На заводе в Верхней Салде освоено новое производство титановых колец для маршевых двигателей этого корабля. Отзывы потребителя о качестве изделий — только положительные.

Тесные отношения связывают уральских металлургов и с ракетостроителями. На ВСМПО в течение прошлого года освоено и в настоящее время уже серийно поставляется весь спектр деталей для новых боевых ракет, производимых на одном из крупнейших российских предприятий этого профиля в Воткинске (Удмуртия). Это кольца, поковки различной конфигурации, плоский прокат.

Корпорация активно участвует и в еще одном стратегически важном для России проекте — строительстве новой баллистической ракеты, успешный запуск которой с подводной лодки был осуществлен в декабре прошлого года. Теперь все новые подлодки будут оснащаться ракетами такого класса. Большой интерес и желание еще более тесного сотрудничества вызывает у руководства корпорации «ВСМПО-АВИСМА» программа ОАО «НПО «САТУРН» (г. Рыбинск, Ярославская обл.) по разработке двигателя нового поколения - САМ-146. Он предназначен для нового регионального самолета RRJ. Совместный контракт на строительство этого двигателя в декабре 2005 года подписали представители правительства России, «Аэрофлота» и СП в лице «Снекмы» и «САТУРНА». Доля участия корпорации «ВСМПО-АВИСМА» - холодная часть двигателя, включающая в себя титановые диски, кольца и лопатки сложной, нетипичной для российского рынка конфигурации. Лопатка была разработана совместно со «Снекмой».

Николай Чуланов, начальник управления ВСМПО по маркетингу и продажам в двигателестроение: —Лопатка эта досталась нам непросто, так как имеет необычный и вместе с тем интересный дизайн и достаточно сложна для изготовления. «САТУРН», наверное, раз пять менял ее дизайн и конфигурацию, неоднократно вносил изменения в саму конструкцию. Мы все их требования выполняли в полном объеме и вот сейчас, можно сказать, вышли на финишную прямую — выдали очередную опытную партию. «САТУРН» и «Снекма» приступили к сборке опытного образца, который в декабре этого года должен пройти испытания. А первый серийный двигатель, по условиям контракта, должен быть собран в 2007 году.

Наталья Панова: Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», по словам Николая Чуланова, участвует и в еще одном проекте рыбинских моторостроителей: создании двигателя Д-30 КУ третьего поколения. Он предназначается для установки на транспортный самолет ИЛ-76. В результате такой замены двигателя грузоподъемность самолета возрастет примерно на 20 тонн.

Учитывая наметившуюся тенденцию подъема отечественного авиастроения, руководство корпорации на обеих площадках -«АВИСМЕ» и «ВСМПО» ведет крупномасштабные работы по техническому перевооружению и модернизации производства. Собственные инвестиции на эти цели в 2006-2010 годах составят 650 миллионов долларов США. Выпуск титановой губки достигнет 44 тысяч тонн, а объем изделий из титана — 35,5 тысячи тонн.

В последние пять лет на предприятии проводились большие работы по разработке и освоению принципиально новых изделий: раскатных колец, штамповок из стали, различных поковок, в том числе предназначенных для изготовления моноколес. Поковка представляет собой диск с лопаткой для двигателей пятого поколения. Такой двигатель позволяет получить при неизменной массе увеличенную в разы тягу. Только за прошлый год специалистами корпорации «ВСМПО-АВИСМА» проработано более 2 тысяч совершенно новых деталей. Такая упорная и целенаправленная работа корпорации неоднократно отмечалась благодарственными письмами заказчиков. Крупнейшие российские фирмы «САЛЮТ» и «САТУРН» не раз подтверждали дипломами безупречную деятельность корпорации «ВСМПО-АВИСМА», называя ее в числе лучших поставщиков года.

И все-таки, цена на продукцию корпорации «ВСМПО-АВИСМА» no-прежнему остается неким камнем преткновения в партнерских отношениях с российскими потребителями. Отмечая высокое качество продукции и четкую организацию поставок, предприятия военно-промышленного и авиационного комплексов неизменно сетуют на дороговизну изделий из титана.

Михаил Белов, руководитель отдела закупок НПО «Сатурн»: — С ВСМПО нас связывают длительные партнерские отношения. Прекрасно, что на предприятии политика менеджмента качества развита очень хорошо. Но, на наш взгляд, порядок ценообразования должен быть для отечественного потребителя более щадящим в силу объективных особенностей российской экономики.

Михаил Рублинецкий, заместитель генерального директора по материально – техническому обеспечению ОАО «Мотостроитель» (Самара): — Наше объединение занимается изготовлением двигателей для стратегической авиации, газовой промышленности, а также ракетного и космического комплекса. Отношения с ВСМПО превосходные за исключением цены изделий. Возможно, она устанавливается с оглядкой на иностранных заказчиков? Но у нас в России свои законы, своя ситуация. Хотя с одним я согласен на 100 процентов: мы хотели рынок, мы его получили. И дальше каждый должен выживать в нем.

Михаил Скворцов, первый заместитель генерального директора завода «Салют» (г. Москва): - Мы работаем с корпорацией «ВСМПО-АВИСМА» по долгосрочным договорам. Она обеспечивает нас в полном объеме титановым материалом. Объем поставок у нас приличный, т.е. компания является для нас прямым и единственным поставщиком, и ее продукцию мы используем на различных авиационных двигателях и в наземной тематике. По срокам поставок у нас претензий нет, по качеству тоже все вопросы решены. Но, мое мнение, — дорого. Мы являемся для корпорации одним из основных потребителей на российском рынке. И этот факт мог бы стать поводом для более щадящей ценовой политики. Хотя, как известно, альтернативы корпорации на сегодняшний день в России нет, поэтому такие подвижки вряд ли возможны.

Наталья Панова: Казалось быв условиях рыночной экономики такой «плач» по цене не вполне понятен. Тем более, что ценовая политика корпорацией «ВСМПО-АВИСМА». По словам Анатолия Строшкова, директора ВСМПО по маркетингу и продажам в авиакосмос, осуществляется в соответствии со всеми общепринятыми на рынке стандартами.

Анатолий Строшков, директор ВСМПО по маркетингу и продажам в авиакосомос: — Говорить об искусственно завышенной цене - абсурд хотя бы по той простой причине, что нас регулярно проверяет Федеральная антимонопольная служба и никаких нарушений не выявляет. А далее судите сами: в 2005 году более чем в 2 раза увеличились цены на легирующие компоненты шихты, содержащие ванадий и молибден. Прирост цен на энергоносители ежегодно стабильно составляет 10—15 процентов. Все это в совокупности влияет на цену нашей продукции, увы, не в сторону понижения.

Наталья Панова: Но, тем не менее, Россия—страна особенная, ее, как известно, умом не понять и «аршином общим не измерить», поэтому выход из этой ситуации все-таки возможен. Может поспособствовать этому и предстоящее вхождение в управление компанией государства в лице «Рособоронэкспорта». Почему бы продажи для отечественного потребителя не осуществлять по льготной цене, установив на них госзаказ, с компенсацией разницы заводу-производителю? Или применить ряд государственных преференций — в части цены на потребляемую АВИСМОЙ электроэнергию и отмены таможенных пошлин на ввоз титановых отходов от наших заказчиков и импортное оборудование?

Вообще, с новым акционером государственного значения корпорация «ВСМПО-АВИСМА» связывает немало надежд на дальнейшее развитие. Например, на инвестирование разработки новой сырьевой базы. Денежные вливания в этот проект по самым скромным подсчетам составят более 100 миллионов долларов США. При конструктивном подходе нового совладельца достигнуть можно многого, тем более, что на протяжении последних 10 лет корпорация не только доказала свою жизнеспособность, но и вышла на качественно новый уровень развития, добившись лидирующих позиций на мировом титановом рынке.

В мае на АВИСМЕ и ВСМПО побывала группа журналистов ведущих СМИ России, Германии, Франции, США,Японии, Великобритании и Швейцарии. Размах и динамика роста корпорации были отмечены в 47 публикациях центральных зарубежных и отечественных изданий. Отвечая на вопросы журналистов, генеральный директор ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» Владислав Тетюхин — заметил, что «время разбрасывать камни» в России, к счастью, миновало. Настал черед собирать их. Чем собственно и занимаются металлурги Березников и Верхней Салды, выстраивая долгосрочные и полномасштабные отношения с отечественными и зарубежными партнерами. И очень важно, чтобы непредсказуемые повороты российской политики не превратили этот процесс созидания в сизифов труд, когда все каждый раз приходится начинать заново.

www.upmonitor.ru
28.06.2006

При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на www.mvdv.ru обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка http://www.mvdv.ru
При публикации использованы материалы из открытых источников.
Все права защищены и охраняются законом. © 1997-2024 MVDV.Ru
Эл: 77-6097 от 14 февраля 2002 г. Выходит с 3 февраля 1997 г.