:.. Все новости

26-11-2003г.   “Развитие проекта лизинга российских самолетов на примере взаимодействия компаний ОАО “Финансовая лизинговая Компания”FLC и ФГУП “КАПО им. С.П. Горбунова”
на Международной конференции
“ЛИЗИНГ в РОССИИ и СНГ’2003”

Тезисы доклада менеджера проекта Андрея Алексеевича Туполева. 



Причины, которые определяют необходимость осуществления лизинговых операций на рынке производства самолетов в РФ.

Последовательный рост ВВП и деловой активности населения России вызывает увеличение спроса на авиаперевозки и частоты рейсов – все это обеспечивает устойчивый рост пассажиропотока в течение последних нескольких лет на 6 % в год. Это говорит о том, что люди, в первую очередь деловые люди, летают на самолетах все больше и больше.

Cегодня существенно сократилось производство. Заводы практически стоят (сегодняшняя загрузка производства, в лучшем случае, составляет 5-10% от его реальных возможностей). Причину все знают: недофинансирование производства, старение фондов, отсутствие заказов на изготовление самолетов. При этом авиакомпании в таких тяжелых условиях работают и не теряют оптимизма.

Происходит сокращение численности основных типов воздушных судов. Уменьшаются остаточные ресурсы находящихся в эксплуатации судов. Все это приводит к постепенному дефициту провозных средств, особенно на международных линиях. А введение новых норм ИКАО – только усугубляет обстановку.

Можно уже говорить не только о довольно значительном замещении российских воздушных судов импортными (сейчас в эксплуатации в Свидетельствах авиакомпаний России находится более пятидесяти воздушных судов западного производства), но и о постепенном проникновении зарубежных авиаперевозчиков на внутренние линии. Сейчас в структуре пассажирооборота воздушные суда западного производства составляют уже 17,5 %, российские нового поколения менее 7 %.

Практически все авиакомпании, за исключением АЭРОФЛОТА и ТРАНСАЭРО, не могут позволить себе прямую покупку не только новых воздушных судов, но и самолетов с вторичного рынка.

И следовательно возникает вопрос – как обеспечить замену стареющего и тающего буквально на глазах парка воздушных судов России, замену новыми самолетами российского производства.

Мы уверены, лизинг – основное и на сегодняшний день единственное средство замены воздушного парка в авиакомпаниях.

У авиакомпаний нет собственных оборотных средств на обновление авиапарка. Для самостоятельного получения кредитов у авиакомпаний нет обеспечения возврата запрашиваемых средств. Имеющиеся у компаний самолеты не соответствуют международным нормам загрязнения окружающей среды и шумам, и следовательно практически не являются средствами обеспечения кредитных ресурсов.

Деятельность ОАО “Финансовая Лизинговая Компания” в сфере восстановления авиационного производства.

Мы начали работать в 1997 году и без ложной скромности можно сказать, что Финансовая Лизинговая Компания – первая и единственная лизинговая компания, которой удалось реально реализовать лизинговые сделки с российской авиатехникой нового поколения построенной с нуля (другими словами - целую многолетнюю программу) с одним из крупнейших российских пассажирских авиаперевозчиков – авиакомпанией ДАЛЬАВИА. Это потребовало определенно риска, т.к. производство на КАПО в начале 90-х годов было практически остановлено, потребовались многолетние совместные усилия с руководством республики Татарстан, завода, администрацией Хабаровского края и авиакомпании, чтобы практически возродить производство на КАПО им. Горбунова. Была проделана тяжелая совместная работа по оценке реального состояния завода и определения наиболее узких мест на данном производстве. Некоторые из производственных участков пришлось возрождать практически с нуля. Параллельно с КАПО шла работа по возобновлению связей с поставщиками комплектующих, связь с которыми была из-за многолетнего простоя производства практически утеряна. Огромную помощь в этой работе нашей компании оказывали специалисты ОАО “ТУПОЛЕВ”, в частности служба Главного конструктора ТУ-214. Параллельно в структуре Финансовой Лизинговой Компании был создан Департамент поставки комплектующих изделий, которому в достаточно короткий период времени удалось наладить утраченные внутри СНГ связи. Удалось наладить новые связи с западными поставщиками, особенно в сфере комплектующих для пилотажно-навигационного комплекса.

В результате проведенной непростой и многолетней совместной работы - на КАПО возрожден полный цикл всего производства самолетов ТУ-214. Возрожден цикл с самых его первоначальных заготовительных стадий (обработка заготовок, сборка узлов в агрегатных цехах и так весь процесс изготовления ВС плоть до летных испытаний и доводки). Полным ходом идет увеличение мощностей производства, обновление станочного парка и внедрение передовых технологий. Увеличивается количество занятых в авиационном производстве.

Сейчас КАПО им. Горбунова является полноценным авиационным производством, способным производить воздушные суда ТУ-214 и практически единственным заводом, производящим гражданские воздушные суда, на котором ритмично работают все цеха.

Все выше сказанное стало возможно только благодаря государственному статусу Финансовой Лизинговой Компании. Сначала мы стали одним из победителей конкурса на получение государственной поддержки в деле возрождения отечественного авиапрома. Благодаря вхождению государства в число акционеров Финансовой Лизинговой Компании, приобретению в собственность - 58% акций, наша компания включена в список 18 открытых акционерных обществ, в отношении которых позиция по главным вопросам акционера – Российской Федерации – определяется непосредственно Правительством Российской Федерации. Важным оказалось и деятельное участие основных акционеров правительства республики Татарстан, крупного акционера нашей компании.

Эта уникальная практика по фактическому возрождению (или началу возрождения) авиапрома – позволяет надеется, что в России возможно собственное самолетостроение на высоком производственном уровне.


Деятельность ОАО “Финансовая Лизинговая Компания” в сфере обеспечения обновления парка воздушных судов современными самолетами российского производства.

Одновременно с работой по восстановлению производства Финансовая Лизинговая Компания вела новую в Российских масштабах работу - определяла условия лизинга самолетов Ту-214 с одним из крупнейших авиаперевозчиков России – авиакомпанией ДАЛЬАВИА – это было впервые на российском рынке авиаперевозок. Компании приходилось объяснять и убеждать в эффективности лизинговых схем. И взаимопонимание было найдено.

На сегодняшний день эксплуатация Ту-214 в ДАЛЬАВИА – одно из основных и перспективных направлений по вхождению авиакомпании в рынки авиаперевозок. Это утверждение справедливо как для территории России, так и за ее пределами. Мы считаем, что работа по увеличению количества эксплуатируемых самолетов Туполева (Ту-204, Ту-214 и Ту-334) позволит многим компаниям сохранить свои сегодняшние лидирующие позиции. Это воздушное средство прошло уже период доработок и теперь его средне месячные налеты доведены до 230-270 часов. Налажены поставки комплектующих изделий и техническое обслуживание. Простои по вине авиа техники на земле резко уменьшены. В ближайшее время ДАЛЬАВИА будет передан в лизинг третий самолет Ту-214. В течение 2004 и начала 2005 года мы планируем закончить постройку на КАПО им. Горбунова еще четырех.

Заключение.

Несмотря на многофакторное влияние на рынок лизинговых услуг (инфляция, возможные дефолты, проникновение западной техники, изменение потребностей рынка и пр.), длительность лизинговых сделок, высокие банковские проценты и значительные дисконты при залоге российских ВС при получении кредитов, лизинг воздушных судов это единственный на сегодняшний день способ обновить парк авиакомпаний. И, следовательно, сохранить позиции российских авиаперевозчиков, как на внутреннем, так и на внешних рынках пассажирских авиа перевозок.

Можно сказать еще определенней, что на данном этапе развитие авиапроизводства без прямой поддержки государства практически невозможно при нынешней цене кредитов и налогах.

Государственная поддержка лизингу новых воздушных судов оказывается по двум направлениям: участие государства в уставном капитале Финансовой Лизинговой компании и Ильюшин Финанс и дотирование лизинговых платежей авиакомпаниям. 

Наша компания проводит идеи государства, своего главного акционера, используя его гарантии при получении кредитных средств по подъему российской авиапромышленности через лизинг воздушных судов.

 1997-2003 © SOVA-2000 LLC ® MAKS.Ru -Электронная выставка | Карта сайта