:.. Все новости

    Беспилотник поможет БЕ-200 бороться с пожарами

Корпорация "Иркут" намерена стать главным поставшиком авиационной техники для МЧС.

В России разрабатывается новая технология борьбы с лесными пожарами. Она позволяет увязать в единую систему существующие и перспективные авиационные средства: самолеты-амфибии Бе-200, вертолеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Идея разработки технологии принадлежит Корпорации "Иркут", работающей во взаимодействии с Министерством по чрезвычайным ситуациям. На МАКС-2003 новый многоцелевой БПЛА будет представлен широкой публике в виде полноразмерного макета. Аппарат претендует пароль одной из самых интересных новинок авиасалона. По возможностям бортовой аппаратуры иркутский беспилотник существенно опережает достигнутый в нашей стране уровень и может стать родоначальником серии ДПЛА различного назначения.

Иркутские авиастроители давно занялись созданием средств по борьбе с пожарами. По заказу МЧС корпорация строит 7 самолетов-амфибий Бе-200, которые способны из режима глиссирования забирать до 12т воды из озера, реки или моря и прицельно сбрасывать ее на очаги горения.

В июне 2003 г. Бе-200 получил от Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета сертификат типа, а 22 июля совместным распоряжением Минтранса РФ и Росавиакосмоса допущен к эксплуатации. Первая серийная машина передана МЧС 31 июля. Второй Бе-200 войдет в строй до конца текущего года, а передача заказчику всей серии должна завершиться в 2005 г.

Как заявил Ъ директор программы развития беспилотных систем "Иркута" Александр Моржин, в ходе взаимодействия с МЧС, а также при проведении переговоров с потенциальными заказчиками из других стран специалисты корпорации выработали концепцию комплексного использования авиационных средств, включая БПЛА, вертолеты и самолеты для эффективной борьбы с лесными пожарами.

Использование беспилотных аппаратов резко сокращает затраты как на мониторинг, так и непосредственно на тушение, поскольку позволяет не только обнаружить очаг пожара на ранней стадии, но и оптимально спланировать его тушение.

Использование беспилотных аппаратов резко сокращает затраты как на мониторинг, так и непосредственно на тушение, поскольку позволяет не только обнаружить очаг пожара на ранней стадии, но и оптимально спланировать его тушение.

С этой целью в состав комплекса включена мобильная наземная станция управления, на которую передается с БПЛА в реальном времени видео- и телеметрическая информация. Параллельно информация поступает на удаленные терминалы, которые могут быть установлены на наземные противопожарные средства, вертолеты и самолеты.

Пилотный проект корпорации "Иркут" получил наименование "Воздушный робототехнический комплекс для мониторинга и ликвидации чрезвычайных ситуаций". В целях сокращения времени проектирования при его создании частично были использованы зарубежные технологии. Для комплекса выбран аппарат легкого класса (максимальная взлетная масса - 200 кг). Он способен патрулировать на высоте до 6000 м в течение 14 часов на удалении до 200 км от наземной станции управления.

Нетрудно заметить, что, с точки зрения авиационных технологий, этот аппарат не является уникальным. Как заявляют специалисты "Иркута", основным критерием при выборе БПЛА, были не летно-технические характеристики, а эффективность, низкая стоимость эксплуатации, простота использования, возможности оптико- и радиоэлектронной аппаратуры, а также уровень системной интеграции комплекса в целом.

Картинка, получаемая телекамерой и приборами ночного видения БПЛА в реальном времени, передается на пункт управления, расположенный на удалении до 200 км. Возможности аппаратуры таковы, что оператор на экране монитора способен в любое время суток отличить туриста с рюкзаком от грибника с корзиной. Тепловизионная камера позволяет обнаруживать даже скрытые очаги возгорания (например, подземные торфяные пожары).

Пункт управления способен одновременно принимать информацию с двух патрулирующих БПЛА. Еще один может находиться в готовности к немедленному взлету. В зависимости от полетного задания аппарат автоматически проходит по запланированному маршруту или действует под непосредственным управлением с земли. Пилотирование не требует специальных навыков и на порядок проще, чем управление летающими моделями.

Оператор управляет процессом мониторинга, а бортовой вычислитель автоматически так управляет БПЛА, чтобы видеоизображение поступало с заданной оператором точки земной поверхности. Непосредственно оператор управляет аппаратом только на взлете и посадке. Специалисты Корпорации "ИРКУТ" работают сейчас над реализацией автоматического режима взлета и посадки.

В самом упрощенном виде алгоритм действия системы таков:

БПЛА осуществляет мониторинг пожароопасного района. При обнаружении очага возгорания к нему в зависимости от ситуации может быть направлен самолет Ан-2 (вертолет Ми-8) с пожарными-десантниками или тяжелый Ми-26, несущий емкость с водой. Если огонь распространяется быстро или на значительной территории, в дело вступают Бе-200. Оперативность и точность выхода самолетов и вертолетов на очаг возгорания обеспечивается за счет размещения на них выносных пультов. Действия пожарных и спасателей отслеживаются на пункте управления в реальном масштабе времени, что позволяет координировать их работу и снижает риск для персонала.

Все компоненты комплекса размещаются в контейнерах и могут перевозиться авто- и авиатранспортом. Взлет и посадка БПЛА возможны слюбого ровного участка земной поверхности длиной 300 и шириной 10м, например с автомобильной дороги.

По мнению старшего вице-президента Корпорации "Иркут" Валерия Безверхнего, появление новой технологии стало видимым результатом трансформации серийного авиационного завода в многопрофильную корпорацию. Действительно, практически все ее предприятия и структурные единицы: штаб-квартира в Москве, иркутский серийный завод, ЗАО *БЕТАИР", таганрогское КБ гидроавиации имени Г. М. Бериева и "Русская авионика" по единому замыслу участвуют в создании многофункциональных авиационных комплексов.

Судя по тому буму, который наблюдается в сфере коммерческого использования беспилотных аппаратов в зарубежных странах, новый проект корпорации "Иркут" может стать весьма прибыльным, поскольку внутренняя конкуренция в этом сегменте рынка крайне мала. В то же время эксперты указывают, что широкое использование ДПЛА гражданского назначения в России будет затрудняться отсутствием соответствующего законодательства.

РИСКОВАТЬ ДОЛЖНЫ РОБОТЫ, А НЕ ЛЮДИ

Директор программы развития беспилотных систем корпорации "Иркут" Александр МОРЖИН обещает поставить первые комплексы заказчику уже через год.

-Александр Михайлович, предприятия корпорации "Иркуг" ранее не были замечены в работах по беспилотной тематике. Выставляемый на МАКС-2003 комплекс - это импровизация?

- Нет, не импровизация. Разработку программы развития беспилотных систем "Иркут" начал четыре года назад. Мы просто не считали нужным обнародовать свои намерения до получения первого видимого результата.

Наша программа задумана достаточно широко и базируется на нескольких принципах, которые определяют конкретные технические и технологические решения. Во-первых, беспилотные системы должны не конкурировать с пилотируемыми аппаратами, а взаимодействовать с ними, а также с наземными и надводными средствами. Пункт управления беспилотного комплекса может при этом обеспечивать информационное взаимодействие и координацию действий.

Во-вторых, мы исходим из того, что сегодня и в ближайшей перспективе основная задача беспилотных систем - мониторинг.

В-третьих, для удовлетворения потребностей рынка необходимо создать ряд платформ различной размерности, иметь возможность варьировать такие их характеристики, как время полета, радиус действия, массу полезной нагрузки. Кроме того, заказчику надо предоставлять широкий спектр вариантов этой полезной нагрузки: теле- и тепловизионные камеры, газоанализаторы, радиационные дозиметры и т.д.

Ну и, конечно, беспилотные комплексы должны быть безопасными в эксплуатации.

- Когда Ваш первый аппарат можно будет увидеть в деле?

- По планам Корпорации "ИРКУТ", экспериментальный образец начнет летные испытания в октябре-ноябре текущего года. Первый серийный комплекс планируется ввести в эксплуатацию во втором-третьем квартале 2004 г.

- Насколько мне известно, при создании нового комплекса использованы зарубежные компоненты. Так ли это?

- Да, мы использовали зарубежные технологии и компоненты в той мере, в которой это необходимо, чтобы достичь конкурентоспособного технического уровня комплекса. Кроме того, такая тактика позволила значительно сократить сроки разработки и освоения комплекса. Важно подчеркнуть, что "Иркут" приобрел не только сами технологии, но и права на их использование.

- Вы упомянули о ряде платформ различной размерности. Означает ли это, что за представленным на МАКСе аппаратом исследуют другие проекты?

- Мы начинаем испытания БПЛА массой до 200 кг и временем полета 12-14 часов. В наших планах довести время непрерывного патрулирования до 24 часов. Кроме того, в самое ближайшее время "Иркут" приступит к испытаниям легкой платформы массой около 50 кг и временем непрерывного полета до 7-8 часов. Параллельно ведется теоретическая проработка более тяжелого аппарата с полезной нагрузкой 150-250 кг.

- Каково их назначение?

- По нашему мнению, робототехнические комплексы различных видов базирования (авиационного, наземного и иного) способны решать чрезвычайно широкий спектр актуальных для МЧС и других ведомств задач. В их числе: наблюдение за трубопроводами, транспортными магистралями и ЛЭП, охрана рыбных запасов, выявление ледовых заторов, инженерная разведка зон чрезвычайных ситуаций, таких как землетрясения, наводнения, техногенные аварии. По нашему убеждению, в зонах риска должны действовать роботы, а не люди.

Вполне возможно применение комплексов с ДПЛА и для решения новых задач, например, для организации локальной мобильной связи и навигационного обеспечения. Все возможные сферы деятельности ДПЛА трудно перечислить.


ОАО "Научно-производственная корпорация "ИРКУТ"
664020, Россия, г. Иркутск, ул. Новаторов, д. 3. Тел.: (+7 3952) 32-29-09, 32-29-42. Факс: (+7 3952) 32-29-45, 32-29-41
12169, Россия, г. Москва, ул. Б. Молчановка, д. 30/7, стр. 2. Тел./факс: (+7 095) 290-34-04, (+7 095) 777-21 -01

Информация предоставлена газетой "Коммерсант"

 1997-2003 © SOVA-2000 LLC ® MAKS.Ru -Электронная выставка | Карта сайта