<< на главную страницу

Салют расширяет экспорт авиадвигателей


Последние контракты корпорации `Сухой` на поставку боевых истребителей Су-ЗОМКК в Китай и Су-ЗОМКИ в Индию, а также активная маркетинговая работа по продвижению самолетов этого типа на другие сегменты мирового авиационного рынка, позволяют надеяться на расширение объемов поставок военной авиационной техники. В последние годы объемы ее экспорта традиционно составляли около половины российского оружейного экспорта, а по итогам 2000 года удельная составляющая авиационного экспорта превысила 50%.

Эксперты полагают, что в ближайшие годы истребители на базе Су-27/Су-ЗО будут доминировать в экспорте военной авиационной техники. По их оценкам, до 2010 года их будет экспортировано за рубеж около.,.450-500 единиц. Для такого количества двухдвигательных машин потребуется поставить свыше тысячи турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажной камерой (ТРДДФ) типа АЛ-31Ф и его модификаций.

С учетом того, что в последнее время ряд стран ориентируется на использование российских двигателей АЛ-31Ф и его модификаций в национальных программах развития боевой авиации, минимальное потребное количество двигателей для экспорта оценивается в пределах нескольких тысяч единиц.

Одной из таких стран, в частности, является Китай, принявший решение об оснащении двигателями АЛ-31ФН (форсаж-ный, с нижним расположением) своего однодвигательного-истребителя Jianjiji-10 (F-10 по классификации НАТО). По оценкам западных экспертов, начиная с 2003 года для ВВС Китая может быть построено до 300 таких истребителей.

Устойчивый спрос как на боевые самолеты семейства `Су`, так и на военные двигатели, создает благоприятные перспективы для ведущих российских предприятий двигателестроительного комплекса. Одним из них является Федеральный научно-производственный центр `Московское машиностроительное производственное предприятие (ФНПЦ ММПП) `Салют`, где серийно производятся двигатели АЛ-31Ф для истребительной авиации.

По мнению генерального директора `Салюта` Юрия Елисеева, этот двигатель, находящийся в эксплуатации свыше 15 лет, по техническим параметрам по-прежнему остается современным. Сегодня в общем объеме производства предприятия на АЛ-31Ф приходится свыше 80%. В то же время для поддержания высокого экспортного потенциала АЛ-31Ф необходима его модернизация, над чем работают сейчас специалисты `Салюта`.

В частности, тягу двигателя планируется повысить с 12,5 до 15,3 те, а его рабочий ресурс увеличить на 30%. В конце 2001 года начнутся стендовые испытания АЛ-31Ф с тягой 14 те, а в конце 2002 г. - с тягой 15-15,3 те. Модернизация может коснуться многих узлов, в том числе системы автоматического управления (САУ). Будут улучшены температурные режимы. Двигателю могут быть приданы совершенно новые качества - за счет установки поворотного сопла создан управляемый вектор тяги (УВТ), существенно повышающий маневренность самолета.

На 44-м аэрокосмическом салоне вЛе-Бурже `Салют` демонстрирует двигатель на базе АЛ-31ФН (форсажный, нижнего расположения), оснащенный всеракурсным поворотным соплом конструкции КБ имени Климова (Санкт-Петербург). Такой двигатель может устанавливаться на легкие однодвигательные истребители.

Из военных двигателей, осваиваемых `Салютом` в серийном производстве, неплохие перспективы имеет семейство двигателей на базе ТРДД АЛ-55, которые могут использоваться для новых учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов типа МиГ-АТ. АЛ-55 с тягой от 2 до 3 те, массой от 355 до 445 кг и удельным расходом топлива от 0,71 до 1,65 кг/кгс х ч представляет собой модификацию АЛ-31Ф. Он может иметь обычное или поворотное сопло, полностью взаимозаменяем с французским ТРДД `Ларзак` 04R20. однако превосходит его по энерговооруженности и целому ряду параметров в широком диапазоне летных режимов.

Еще одним перспективным двигателем, который в ближайшие годы может расширить перечень экспортной продукции `Салюта`, является ТРДД Д-436. Двигателями Д-436Т1 оснащаются самолет Ту-334, который может иметь неплохие позиции на рынке ближнемагистральных воздушных судов. Двигатели Д-436ТП предназначены для гидросамолета Бе-200.