ОТ ”РУССО-БАЛТА” ДО ”ПРОТОНА”. -> на исходную страницу. << на исходную страницу

ОТ ”РУССО-БАЛТА” ДО ”ПРОТОНА”.

В апреле 1916 года Правление Русско-Балтийского акционерного общества приобрело большой земельный участок на окраине Москвы, где началось строительство крупного завода, получившего в 1917 году название ”Второй автомобильный завод ”Руссо-Балт”. Через пять лет, в 1922 году, завод выпустил первые пять автомобилей ”Руссо-Балт”.

В 1923 году было принято решение о передаче завода в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме ”Юнкерс” для создания цельнометаллических самолетов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21.

С середины 20-х годов на заводе начинается производство российской авиационной техники. В 1927 году создается первый цельнометаллический самолет Р-3 (АНТ-3) авиаконструктора А.Н. Туполева.
Самолет обладал хорошими летно-техническими характеристиками, выпускался в вариантах разведчика, штурмовика и почтового самолета.
ТБ-1 (АНТ-4) - цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик стал прообразом многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей моноплановой схемы и находился на вооружении до 1936 года.
В сентябре 1929 года на самолете ТБ-1 (АНТ-4) был совершен фантастический перелет по маршруту Москва - Нью-Йорк. 20 тысяч километров были преодолены за 137 часов, что являлось мировым рекордом для того времени.
ТБ-3 (АНТ-6) - первый в мире тяжелый цельнометаллический четырехмоторный бомбардировщик - свободнонесущий моноплан, в различных модификациях серийно производился на заводе до 1935 г.
На этом самолете в 1935 году был совершен перелет Москва - Париж - Москва.
Одновременно с выпуском самолетов ТБ-3 завод изготовил 45 самолетов Р-6 (АНТ-7), которые использовались как многоцелевые самолеты-разведчики, истребители дальнего сопровождения и торпедоносцы.

В 1936-1938 гг. на заводе началось производство первого отечественного скоростного бомбардировщика СБ, скорость которого достигала 480 км/ч, что значительно превышало характеристики иностранных серийных истребителей.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М.Петлякова начал серийно выпускаться в 1940 году. По скорости Пе-2 почти не уступал истребителям и превосходил немецкие бомбардировщики Хе-111 и Ю-88.

Во время Второй мировой войны завод переориентируется на выпуск бомбардировщиков дальнего радиуса действия, таких, как Ил-4 и Ту-2, способных нести значительную бомбовую нагрузку.
Ту-2 превосходил по своим характеристикам все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики.
После войны, в 1947-1949 гг., параллельно с выпуском бомбардировщика Ту-2 завод приступил к производству экспериментального реактивного бомбардировщика Ту-12. Летные характеристики машины были несколько лучше, чем у самолета Ту-2, однако уже не удовлетворяли современным требованиям.
Поэтому в 1948 году прошел испытания реактивный бомбардировщик Ту-14, который отличался от Ту-12 наличием третьего двигателя в хвостовой части фюзеляжа, но в серийное производство запущен не был.

В середине 1949 года завод приступил к серийному производству тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4. Освоение его производства позволило быстрыми темпами выйти на мировой уровень развития автоматики и бортовых электронных систем, а также начать производство самолетов с существенно большей взлетной массой.
Ту-4 обладал мощным вооружением с дистанционным управлением огнем, был оснащен современным радиолокационным оборудованием и поэтому в течение долгого времени оставался основным самолетом дальней авиации.

В 1951 году было образовано конструкторское бюро под руководством В.М. Мясищева. В период с 1951 года по 1960 год в нем создано несколько тяжелых стратегических бомбардировщиков - М-4 и 3М, более известного в мире как ”Бизон”.
При их создании были решены проблемы обеспечения динамических характеристик самолета с гибким стреловидным крылом, высокого аэродинамического качества, взлета-посадки самолета массой порядка 200 тонн и др. Многие конструктивные решения значительно опережали мировой уровень.

В апреле 1951 г. началось проектирование самолета М-4, а уже 20 января 1953 года был совершен первый полет. Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 по своим характеристикам значительно превосходил самолеты, имевшиеся тогда на вооружении: по высоте и дальности полета в 1,5-2 раза, по взлетной массе в 3-4 раза.

В начале 1955 года совершил первый полет и вскоре был запущен в серийное производство новый самолет 3М, на котором впервые была осуществлена дозаправка топливом в полете.

В середине 50-х годов началась разработка сверхзвукового стратегического бомбардировщика дальнего действия М-50. Самолет был выполнен по классической схеме с треугольным крылом и стреловидным хвостовым оперением. Отличительной особенностью М-50 явилась возможность поддержания крейсерского режима на сверхзвуковой скорости, тогда как в зарубежных самолетах предусматривалась возможность полета на сверхзвуковых режимах только в течение короткого времени.
Такие возможности были достигнуты за счет применения системы перекачки топлива для изменения центровки в полете и полностью поворотного горизонтального оперения.
М-50 имел оригинальную энергоустановку с турбогенераторами.
Передняя стойка шасси при достижении определенной скорости автоматически выводила самолет на взлетный угол. Такой способ взлета был впервые применен в мировой практике.
Разновидностью М-50 был самолет М-52 - ракетоносец с внешней подвеской под фюзеляжем самолета-снаряда дальнего радиуса действия. Самолеты М-50 (М-52) в серийное производство запущены не были в связи с переориентацией оборонной стратегии России на ракетное вооружение.

В 1960-1961 гг. на заводе серийно изготавливался вертолет МИ-6 авиаконструктора М.Л. Миля.

В последние несколько лет в Космическом центре имени М.В. Хруничева ведутся работы по созданию самолетов малой авиации различного класса и назначения.

РАЗВИТИЕ РАКЕТНОЙ ТЕХНИКИ

В конце 1959 года завод переориентируется на ракетную тематику, в связи с чем, работа над новыми крупными авиационными и авиационно-космическими проектами была прекращена.

Среди прекращенных разработок - самолет-снаряд ”Буран” со сверхзвуковой скоростью полета. ”Буран” был оснащен прямоточным двигателем, а старт его осуществлялся с помощью четырех стартовых ускорителей.

Первой практической задачей в области ракетной техники явилась отработка системы управления универсальной боевой ракеты УР-200, разрабатывавшейся на базе ракеты Р-14 конструкции М.К. Янгеля.

Проектирование ракеты УР-200 началось в 1960 г. В ходе работ был найден ряд новых конструктивных решений: управление ракетой с помощью отклонения основных маршевых двигателей, выбор долгохранимых компонентов топлива, вафельный тип конструкции баков и др. Было изготовлено несколько стендовых изделий для наземной отработки УР-200 и для проведения летных испытаний. УР-200 не предусматривала длительного нахождения в заправленном состоянии, что существенно увеличивало время ее подготовки к старту. Поэтому, несмотря на успешные наземные и летные испытания, производство УР-200 было прекращено.

С 1962 года началось создание семейства межконтинентальных баллистических ракет второго поколения типа УР-100, предназначенных для размещения в шахтных пусковых установках.

На УР-100 задача длительного хранения заправленных ракет была решена путем абсолютной изоляции компонентов топлива от внешней среды вплоть до момента пуска. Ракета помещалась на заводе в транспортно-пусковой контейнер и находилась в нем до запуска двигательной установки.
В составе этой группы баллистических ракет было разработано и построено несколько подтипов, отличающихся стартовой массой, методами обеспечения сохранности ракеты при внешнем воздействии, типами систем управления. Последующие модификации УР-100 имели систему управления с бортовым компьютером (в отличие от первых, оснащенных аналоговой вычислительной системой), что позволило решить задачу обеспечения высокой точности стрельбы и возможности поражения нескольких одиночных целей одним пуском ракеты.

С 1962 года было начато проектирование мощной ракеты-носителя (РН) для космических целей. Чтобы ускорить начало полетов, первоначально ракета запускалась в двухступенчатом варианте.

16 июля 1965 года с ее помощью был выведен на низкую околоземную орбиту научный спутник ”Протон”, название которого впоследствии закрепилось и за ракетой-носителем.

С 1967 года начались запуски ракеты в ее современном виде - в 3- и 4-ступенчатом вариантах. Относительная простота устройства, высокая стабильность производства и большой опыт летной эксплуатации сделали ракету-носитель ”Протон” одним из самых надежных носителей в мире.

В настоящее время ”Протон” является транспортной основой Государственной космической программы России, активно используется для выведения спутников иностранного производства.
Ракета-носитель ”Протон” - целая эпоха в развитии отечественных средств выведения и, по оценкам независимых экспертов, будет оставаться одним из лучших носителей, по крайней мере, до 2010 года.

Модернизация ракеты-носителя ”Протон” проводится, не прерывая плановых пусков. Ставится задача постепенного перехода от эксплуатации ракеты-носителя ”Протон” к модернизированному ”Протон-М” с более совершенной системой управления, улучшенными эксплуатационными характеристиками и увеличенным объемом, предоставляемым для размещения полезной нагрузки.

Применение в составе ракеты-носителя ”Протон-М” разгонного блока ”Бриз-М” позволит к 2003 году увеличить массу полезной нагрузки, выводимой на геопереходную орбиту, до 6,0 тонн.
Первый запуск комплекса ”Протон-М”- ”Бриз-М” состоялся 7 апреля 2001 года.

Космический Центр имени М. В. Хруничева разрабатывает кислородно-водородный разгонный блок (КВРБ), позволяющий выполнять многочасовой полет в условиях космического пространства с многократным включением маршевого двигателя. Создание КВРБ позволит существенно повысить энергомассовые характеристики ракеты-носителя ”Протон-М” и расширить круг решаемых задач.

18 апреля 2001 года с космодрома ШАР (Индия) была запущена индийская ракета-носитель GSLV с разгонным блоком 12 КРБ производства Государственного Космического центра имени М.В. Хруничева.

12 КРБ принципиально новый криогенный разгонный блок для выведения спутников связи на геостационарную орбиту, в котором используется экологически чистое и высокоэнергетическое кислородно-водородное ракетное топливо.

В рамках программы создания семейства ракет-носителей ”Ангара” Космический центр разработал и предложил целую стратегию, позволяющую в сжатые сроки создать на основе универсального ракетного модуля с кислородно-керосиновыми двигателями ряд перспективных ракет-носителей от легкого (грузоподъемность на низких опорных орбитах 2 - 3,7 т.) до тяжелого класса (грузоподъемность до 24.5 т, а в перспективе и до 28,5 т.).

Местом старта ракет-носителей семейства ”Ангара” является российский космодром Плесецк. Уникальные технические решения позволяют с одной пусковой установки осуществлять пуск всех РН семейства ”Ангара”.

Для снижения затрат при эксплуатации ракет-носителей, а также для решения весьма актуальной для российских космодромов проблемы минимизации полей падения отработавших блоков ракет-носителей, в Космическом Центре имени М.В.Хруничева совместно с НПО ”Молния” создается многоразовый универсальный блок ”Байкал”, оснащенный складным крылом, поворотным хвостовым оперением, вспомогательным турбореактивным двигателем.

Стартуя со стартового комплекса, расположенного на российском космодроме Плесецк, в составе РН семейства ”Ангара”, многоразовый ускоритель сможет при возвращении совершать посадку на аэродроме, входящем в состав этого космодрома.

Многоразовый ускоритель ”Байкал” был представлен в июне 2001 года и в августе 2001 года на аэрокосмических салонах в Ле Бурже (Франция) и Жуковском (Россия).

В соответствии с Договором о сокращении наступательных вооружений ряд российских межконтинентальных баллистических ракет подлежит ликвидации. В их числе ракета SS-19, на базе которой Государственным Космическим Научно-Производственным Центром им. М.В. Хруничева создана ракета-носитель ”Рокот”.

Наличие разгонного блока ”Бриз-КМ” в качестве третьей ступени обеспечивает вывод малых космических аппаратов на рабочие орбиты в широком диапазоне высот.

Разгонный блок ”Бриз-КМ” имеет возможность многократного включения, что позволяет реализовать различные схемы выведения космических аппаратов, в том числе групповой запуск космических аппаратов на одну или несколько различных орбит.

Первый старт ракеты-носителя ”Рокот” с космодрома Плесецк состоялся 16 мая 2000 года.

Наряду с обеспечением запусков Космический центр имени М.В. Хруничева совместно с Космическими Войсками России и Российским авиационно-космическим агентством обеспечивает работу по созданию и эксплуатации технических комплексов, по реконструкции стартовых комплексов для ракет-носителей ”Протон” и ”Рокот” на космодромах Байконур и Плесецк, созданию и эксплуатации космического ракетного комплекса ”Ангара” в Плесецке.

КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ И ОРБИТАЛЬНЫЕ СТАНЦИИ.

В цехах Государственного Космического Научно-Производственного Центра имени М.В. Хруничева были изготовлены все российские орбитальные станции: ”Салют”, ”Мир” и ”Алмаз”, все тяжелые модули, стыкующиеся с орбитальными станциями на орбите, а также трехместные возвращаемые аппараты.

Орбитальные станции первого поколения, к которым относятся ”Салют”, ”Салют-2”, ”Салют-3”, ”Салют-4”, ”Салют-5”, имели только один стыковочный узел, что существенно ограничивало возможности пилотируемого полета.

Орбитальные станции второго поколения (”Салют-6”, ”Салют-7”) имели уже два стыковочных узла, что обеспечило постоянное присутствие на борту сменных экипажей и значительно расширило их возможности участия в программе исследований.
Для доставки грузов на станции ”Салют-6” и ”Салют-7” использовались транспортные корабли снабжения (ТКС) серии ”Космос”.

На предприятии было изготовлено четыре летных корабля: ”Космос-929”, ”Космос -1267”, ”Космос-1443”, ”Космос - 1686”.

Транспортные корабли снабжения при работе в составе космических комплексов выполняли следующие функции:
- проведение коррекции орбиты всего комплекса;
- проведение динамических операций;
- обеспечение ориентации и стабилизации при проведении научных экспериментов;
- доставка и возвращение грузов;
- обеспечение перехода на новые орбиты (межорбитальный буксир).

Важным шагом в развитии космических аппаратов стало создание автоматических непилотируемых орбитальных станций ”Алмаз”. Первая из них, получившая обозначение ”Космос-1870”, работала на орбите с 25 июля 1987 года по 30 июля 1989 года.
Высококачественные радиолокационные изображения земной поверхности, полученные со станции, были использованы в интересах обороны и народного хозяйства страны.

С 31 марта 1991 года по 17 октября 1992 ггода на орбите работала станция ”Алмаз-1” с модернизированным радиолокатором, который позволял получать изображение Земли с высокой разрешающей способностью.

Экспериментальный аппарат ”Полюс” 100-тонного класса был разработан на базе функционального грузового блока по модульному принципу. Он служил полезной нагрузкой при первом пуске ракеты-носителя ”Энергия” 15 мая 1987 года.
КА ”Полюс”, выполняя роль габаритно-весового макета, был предназначен для получения экспериментальных данных по сопряжению с ракетой-носителем - по динамике, аэродинамическим и акустическим нагрузкам и вибрации.

Многоцелевой, орбитальный комплекс ”Мир” - был предназначен для реализации российской национальной космической программы, а также для проведения совместных работ по программам международного сотрудничества.
Запуск базового блока комплекса ”Мир” - орбитальной станции ”Мир” - был осуществлен 20 февраля 1986 года. Станция имела два узла, к которым могли пристыковываться космический аппарат ”Союз” для доставки и смены экипажей, а также беспилотные модули различного назначения и грузовые корабли ”Прогресс”.

Астрофизический модуль ”Квант” был запущен на орбиту 31 марта 1987 года. В модуле размещались астрофизические приборы, электрофоретическая установка для получения в невесомости сверхчистых биологически активных веществ, оборудование для визуальных наблюдений земной поверхности, служебное и экспериментальное оборудование.

В декабре 1989 года в состав станции был включен модуль ”Квант-2”, который был предназначен для дооснащения комплекса системами жизнеобеспечения космонавтов и повышения его энерговооруженности. На модуле устанавливались системы управления движением с использованием силовых гироскопов, системы электропитания, новые установки для получения кислорода и регенерации воды, приборы бытового назначения.

В июле 1990 года к комплексу был пристыкован модуль ”Кристалл”, предназначенный для отработки новых технологий получения в условиях невесомости конструкционных материалов, полупроводников и биопрепаратов с улучшенными свойствами. Андрогинный стыковочный узел на модуле ”Кристалл” был предназначен для стыковки с многоразовыми кораблями типа ”Буран” и ”Шаттл”.

1 июня 1995 года комплекс дополнил исследовательский модуль ”Спектр” в целях проведения исследований природных ресурсов Земли, верхних слоев земной атмосферы, собственной внешней атмосферы орбитального комплекса, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном космическом пространстве и в верхних слоях земной атмосферы, для проведения медико-биологических исследований.

В 1996 году, после пристыковки модуля дистанционного зондирования Земли ”Природа”, сборка орбитального комплекса ”Мир” была завершена.

Модуль ”Природа” был предназначен для проведения научных и экологических исследований поверхности и атмосферы Земли, атмосферы вблизи станции, для проведения биологических экспериментов, исследования влияния космического излучения на организм человека, получения особо чистых лекарственных препаратов, исследования поведения различных материалов в условиях открытого пространства и др.

Через 15 лет после запуска базового модуля, выполнив всю программу работ, орбитальный комплекс ”Мир” был затоплен в Тихом океане 23 марта 2001 года.

В 1992 году Государственный Космический Центр им. Хруничева совместно с фирмой Daimler Benz Aerospace (в то время ERNO) выиграл конкурс Германского Космического Агентства на создание космического аппарата в рамках проекта ”EXPRESS”.
Разработанный и изготовленный Космическим Центром им. Хруничева, космический аппарат легкого класса ”Экспресс” был выполнен по модульной схеме и состоял из возвращаемого модуля (возвращаемой капсулы) и сервисного модуля. Возвращаемая капсула предназначалась для размещения научной аппаратуры и доставки ее на Землю после выполнения программы исследований.

В теплозащите возвращаемой капсулы был размещен комплекс экспериментального оборудования для изучения ее движения в плотных слоях атмосферы Земли.

Запуск космического аппарата ”Экспресс” был произведен в январе 1995 года с полигона Космического Центра Кагошима (Япония) японской ракетой-носителем М-3SII-8, однако в результате нештатной работы II ступени выход на расчетную орбиту не состоялся.

Логическим продолжением в работе по созданию орбитальных станций стало участие Космического Центра имени М.В.Хруничева в создании Международной космической станции (МКС), в рамках которой были разработаны и созданы первые элементы МКС - ”Заря” и ”Звезда”.

Функциональный грузовой блок (ФГБ) ”Заря” осуществляет прием, хранение и выдачу топлива в составе объединенной пневмогидравлической системы, включающей служебный модуль и транспортные корабли, и может являться местом установки научно-исследовательского, экспериментального и иного целевого оборудования, а также местом хранения расходуемых запасов и ресурсного оборудования.

Служебный модуль ”Звезда” предназначен для размещения в нем бортовых систем, обеспечивающих программу полета и функционирование научной аппаратуры. Здесь размещаются системы жизнеобеспечения 3-х членов экипажа станции, системы управления движением и бортовым комплексом, энергопитания, связи через спутники-ретрансляторы.

Одновременно с созданием ”Зари”, в 1995 году началась разработка ее дублера - модуля ФГБ-2, который планировался для замены ”Зари” при возникновении серьезных сбоев в ее работе.

Модуль ФГБ-2 предназначен для предоставления портов для транспортных кораблей и исследовательских модулей, размещения исследовательского оборудования, доставки и хранения грузов. При необходимости на ФГБ-2 обеспечиваются условия для выполнения коммерческих проектов.

В настоящее время планируется использование ФГБ-2 в составе российского сегмента МКС.
На базе унифицированной космической платформы ”Яхта” Космический центр имени М.В. Хруничева создает малые космические аппараты дистанционного зондирования Земли и связи.

Это позволяет Космическому центру предлагать своим заказчикам полный спектр услуг: от разработки и создания малых космических аппаратов связи и мониторинга до использования для их запуска имеющиеся и создаваемые самим предприятием средства выведения.

Основные задачи, которые решаются системой дистанционного зондирования Земли - это тематическое картографирование территорий, контроль состояния сельскохозяйственных культур, контроль чрезвычайных ситуаций, оценка их последствий, экологический мониторинг, поиск полезных ископаемых, океанология и рыболовство, составление кадастров земельных ресурсов и т.д.

Малые космические аппараты связи могут быть использованы в действующих и создаваемых спутниковых сетях для глобального, локального, регионального или корпоративного обслуживания.

В соответствие с поручением Президента РФ при головной роли Космического центра в России ведутся работы по созданию федеральной системы мониторинга природных ресурсов и объектов Российской Федерации.

Создание системы мониторинга природных ресурсов и объектов Российской Федерации имеет важное значение, как для экономической, так и для оборонной деятельности страны.
Усиление государственного влияния в этой области отвечает стратегическим интересам России.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Космос очень сложный объект человеческой деятельности. И сегодня объединение усилий, научно-технического потенциала многих стран - это один из наиболее эффективных путей решения сложных задач освоения космического пространства.

В последнее десятилетие Космический центр имени М.В. Хруничева стал неоспоримым лидером на международной космической арене. Его партнерами стали компании аэрокосмической отрасли и операторы космических телекоммуникаций - NASA, ESA, NASDA, EADS, ”Astrium”, ”AsiaSat”, ”Boeing Satellite Systems”, ”EchoStar”, ”ICO Global Communications”, ”Inmarsat”, ”Intelsat”, ”Lockheed-Martin Commercial Space Systems”, ”Loral Space Communications”, ”PanAmSat”, ”Saab”, ”SAS Americom”, ”SAS Astra”, ”SAS Global”, ”Sirius Satellite Radio”, ”Telesat-Canada”, ”ЕМS Technologies Canada Ltd.”и др.

В апреле 1993 года было зарегистрировано совместное предприятие ”Локхид-Хруничев-Энергия” (ЛХЭ), участниками которого с российской стороны стали Космический центр имени М.В.Хруничева и РКК ”Энергия”, с американской компания ”Lockheed Martin”. Результатом деятельности этого совместного предприятия стал выход на мировой рынок ракеты-носителя ”Протон”.

После объединения в 1994 году двух американских компаний Lockheed и Martin Marietta в одну ”Lockheed Martin”, логическим продолжением деятельности СП ЛХЭ стало создание в июне 1995 года совместного предприятия International Launch Services (ILS).
Вновь созданное совместное предприятие предлагает услуги российской ракеты-носителя ”Протон” и американской ”Atlas”, а в будущем будет предлагать и услуги семейства ракет-носителей ”Ангара”. Коммерческий потенциал деятельности предприятия позволяет охватить значительный объем рынка запусков космических аппаратов.

В 1995 году совместно с немецкой компанией ”Daimler-Benz Aerospace” (DASA) было создано предприятие ”Eurockot”. Это совместное предприятие осуществляет маркетинг ракеты-носителя ”Рокот” на международном рынке.

Для повышения конкурентоспособности на мировом рынке ракетно-космического комплекса ”Рокот” на космодроме Плесецк была создана отвечающая жестким международным стандартам наземная техническая и жилая инфраструктура.
В рамках деятельности СП Eurockot осуществлены маркетинговые исследования рынка, проведена рекламная кампания, в результате чего ряд компаний проявили интерес к возможности выведения своих спутников РН ”Рокот”.
Первый коммерческий запуск РН ”Рокот” с КА ”Грейс” с космодрома Плесецк был осуществлен 17 марта 2002 г.

Начиная с 1993 года, Космический центр имени М.В. Хруничева принимает активное участие в проекте создания Международной космической станции (МКС).

В октябре 1993 года на совместном совещании НАСА, Росавиакосмоса, ГКНПЦ имени М.В.Хруничева и РКК ”Энергия” была определена конфигурация международной космической станции, в которой в качестве первого элемента был выбран Функциональный грузовой блок (ФГБ).

15 августа 1995 года был подписан основной контракт на разработку, изготовление и испытания ФГБ между Космическим центром имени М.В. Хруничева и компанией Boeing.
20 ноября 1998 года успешно осуществлен запуск первого элемента МКС ФГБ ”Заря”.

Параллельно с изготовлением ФГБ, Космический центр имени М.В.Хруничева совместно с РКК ”Энергия” изготовил и испытал Служебный модуль (СМ), который создавался в рамках обязательств России по программе МКС.

12 июля 2000 года Служебный модуль ”Звезда” был успешно выведен на орбиту ракетой-носителем ”Протон”.
Практически одновременно с созданием ”Зари”, в 1995 году, руководство Космического центра имени М.В.Хруничева приняло решение сделать из собственных средств дублер - модуль ФГБ-2.

В августе 2001 года было одобрено предложение о включении модуля ФГБ-2 в состав Российского сегмента МКС в качестве многофункционального модуля с частичным выполнением функций Научной энергетической платформы и Универсального стыковочного модуля, производство которых было приостановлено в связи с сокращением бюджетного финансирования. Включение ФГБ-2 в состав Российского сегмента позволит выполнить российские обязательства и увеличить российское влияние в программе МКС.

Космический центр Хруничева имеет многолетний заслуженный авторитет как разработчик и производитель ракетно-космической техники, при этом, не прекращая осваивать принципиально новые для себя рынки.

В 1997 году Государственный Космический центр имени М.В. Хруничева, DaimlerChrysler Aerospace AG и Matra Marconi Space (в настоящее время Astrium) выступили с инициативой о создании общеевропейской службы мониторинга окружающей среды (Global Environmental Service - GES).

Идеи этого проекта легли в основу европейской инициативы GMES (Global Monitoring for Environmental and Securites).
Цель GMES - создание европейской информационной системы контроля состояния окружающей среды и природных ресурсов на основе данных космических, авиационных и наземных наблюдений, системы оперативного доведения информации до потребителя с целью принятия конкретных управленческих решений.

Система направлена на решение задач сбора, обработки, анализа и распространения информации дистанционного зондирования Земли.

Государственный космический центр имени М.В. Хруничева разрабатывает систему спутниковой связи ”Диалог” с легкими космическими аппаратами на геостационарной орбите. Эта система предназначена для обеспечения предприятий и организаций спутниковыми каналами оперативной связи и передачи данных, а также для предоставления телекоммуникационных услуг российским и зарубежным пользователям.
Заказ экспозиции Подписка Карта комплекса Итоги посещения
Новые предложения от туристического агентства >>

При любом использовании материалов комплекса ссылка на www.mvdv.ru обязательна. © 1997-2006 MVDV.Ru.